er

PostHeaderIconОТКРЫТЫЕ УРОКИ БЕЗ СТРЕССА

Психологическая подготовка педагога к открытым урокам и профессиональным конкурсам

Одной из важных составляющих при подготовке к открытому уроку, конкурсу является создание имиджа преподавателя. Как показывает статистика, 60% успеха публичного выступления зависит от того, как человек выглядит. Это не только одежда, но и представление педагога о себе: умение себя транслировать, манера держаться на публике, умение действовать по ситуации, знание собственных индивидуальных особенностей и т.д. Зная все это можно вполне успешно справиться с задачей формирования и преобразования своего имиджа.

Во время подготовки выступления

  • Составьте не просто текст своего выступления, но и его план, который будете знать наизусть. Ведь публичное выступление - это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда. В случае если надо сократить выступление или вы забыли текст, вы сможете быстро перейти к следующему пункту, а не разыскивать в тексте то, о чем еще можно сказать.
  • После того как текст выступления составлен, прочитайте его кому-нибудь. Пусть слушатель определит его достоинства и недостатки. Затем подкорректируйте выступление в зависимости от отзыва. (В качестве такого слушателя могут выступить члены семьи или друзья). Попробуйте заинтересовать их. Члены семьи — наиболее сложная аудитория, ведь они знают вас за пределами вашей профессиональной роли и воспринимают вас в роли матери/отца, жены/мужа, дочери/сына. Если вам удастся в ходе своего выступления переключить их восприятие, заинтересовать, увлечь, вы с легкостью заинтересуете публику, уже готовую воспринимать вас в роли профессионала. Прислушайтесь к замечаниям и вопросам ваших семейных «критиков», учтите, насколько это возможно, их пожелания.
  • Не читайте, а рассказывайте с опорой на текст. Это придаст вашему докладу живость. Доведите свою речь до осознанного автоматизма, а не до бессознательного заучивания и бездумного воспроизведения.
  • Не перегружайте речь научными терминами — они плохо воспринимаются на слух, но их можно разместить на демонстрационных слайдах.
  • Помните об интонации. Монотонность даже интереснейший текст может превратить в скучнейшее выступление.
  • Распространенная ошибка публичных докладчиков — желание сказать как можно больше за как можно более короткое время. Спокойная и размеренная речь с паузами, акцентами на значимом гораздо выигрышнее, чем беглая однообразная речь, смысл которой усваивается публикой обрывочно или не усваивается вовсе.

Перед днем выступления

- Как можно лучше отдохните, отвлекитесь от подготовки материалов к конкурсу, уделите внимание физическим нагрузкам, желательно на свежем воздухе. Это не только обогатит кислородом ваш организм, но и поможет сбросить накопившийся в результате затяжного стресса адреналин, переключить внимание, справиться с волнением и страхами.

- Ложитесь спать вовремя. Не стоит изнашивать организм ночными бдениями над не доведенным до совершенства докладом или презентацией. Изможденный человек не сможет качественно представить даже самое гениальное сообщение и уж тем более не сможет правильно реагировать в предложенных организаторами условиях. Перед сном мысленно представьте процесс вашего выступления — как вы одеты, какое у вас настроение, как вы встаете и идете на сцену, как выступаете, как внимательно и увлеченно слушают вас члены жюри и публика, какие вопросы задают, как вы садитесь на свое место или уходите за кулисы. Очень важно представлять позитивную картину своего выступления очень подробно, во всех деталях, буквально срежиссировать его.

Перед открытым уроком

- Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале, которая успешно прорастает на почве вашей собственной неуверенности в себе. Наиболее продуктивная стратегия в таком случае — притвориться спокойным, даже если не испытываешь спокойствия. Изображая спокойного человека, уверенного в своих силах, вы незаметно для самого себя переведете из внешнего во. внутренний план это ценное ощущение.

- Помните: так, как работаете в профессии ВЫ, не сможет работать никто другой. У кого-то может быть больше опыта, кто-то лучше знает предмет, каждый обладает своими преимуществами, но никто не обладает вашими преимуществами! Вы уникальны как человек и уникальны как профессионал! А значит, вам есть что показать и чему научить окружающих! Дерзайте!

Как успокоиться накануне выступления:

1.Перед входом в аудиторию прогуляться быстрым шагом,

2.Использовать дыхательное упражнение (например, технику «Глубокое дыхание»).

3.Произнести «заклинание» (формулу самовнушения, помогающую мобилизовать силы).

4.Руки опустить по бокам (будто упереться в пол).

5.Подвигать кистями рук, пальцами.

Перед выступлением настройте себя таким образом, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с этим и всех присутствующих.

Во время выступления: 

Перед тем, как начать открытый урок или публичное выступление мы должны выдержать паузу 5-7 сек., во время которой собрать взглядом всех присутствующих в аудитории и начать демонстрировать уверенное поведение с первой секунды.  

Чтобы легче было понять, что такое уверенное поведение, давайте разобьем его на составляющие: а именно: речь, жесты и взгляды.

Речь

Речь и голос человека стоят на втором месте по значимости восприятия после внешнего облика, а если это общение, то речь играет едва ли не решающую роль в том, какое впечатление складывается у нас о человеке. Многие педагоги, профессионалы своего дела, своими успехами обязаны голосу.

Никакая другая способность, которой может обладать человек,
не даст ему возможности с такой быстротой
добиться признания, как способность хорошо говорить.

Требования к речи оратора: 

1.Четкое и ясное произношение слов и фраз, хорошая дикция

2.Умеренный темп речи

3.Выразительность речи: Смена темпа и тональности. Наиболее важные мысли выделяйте громкостью голоса и более медленным темпом речи.

4.Использование пауз. Паузы усиливают напряженность, вовлекают слушателей в обсуждение проблемы

5. Вопросы. Чаще задавайте вопросы, обращенные к аудитории. Лучше начинать вопросы словами: «Почему…», «Чем объяснить…?», «В чем причина…?, «Согласны ли вы…?»

6.Речевые приказы. Периодически используйте в речи выражения типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…»

Если вы чувствуете, что страх начинает сковывать, произносите свою речь утрированно громко и четко, концентрируйтесь на четкости и отточенности звуков. Четкость и громкость свидетельствуют о вашей уверенности в себе. Соответственно, работает и обратная связь: громкость и четкость вашей речи вызывают у вас уверенность в себе.

Жесты
Язык жестов, так же как и система телодвижений, используется в качестве средства общения наряду с вербальной речью. Проследите свою манеру перемещаться по аудитории, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них, жестикуляцию рук. Жестикуляция во время речевой паузы или заминки, решительность жестов, их размашистость говорят о волевых качествах педагога, а нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности, психологическом дискомфорте. Жестов не должно быть много.

Избегайте защитных поз: не скрещивайте руки на груди, не закладывайте руки за спину, не обнимайте себя. Все это оборонительные действия, которые выражают вашу неуверенность в том, что вы говорите. Жесты, поведение и голос должны быть столь же убедительны, как и слова.

  • Если вы стоите, то лучше ни на что не опираться
  • Если сидите - ступни плашмя на полу (возможность быстро встать).
  • Передвигаться по аудитории нужно при любом удобном случае.
  • Не поворачивайтесь спиной к зрителю.

Мимика — отражение нашего внутреннего состояния. Часто мимические реакции опережают речевые. Попробуйте перед зеркалом порепетировать текст выступления и понаблюдайте за своей мимикой.

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Улыбка поможет не только расположить к вам зрителей, но и снять напряжение. Попробуйте бояться — улыбаясь. Если чувствуете наплыв страха — улыбайтесь, в первую очередь себе. И помните: люди улыбаются на одном языке.

Взгляды

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Не бойтесь взглядов. Смотреть на зрителя нужно в моменты речевых пауз. Если трудно смотреть на всех сразу, Сосредоточьтесь на одном доброжелательном лице.

Как бы вы ни выступили, обязательно похвалите себя после выступления. Купите себе подарок или сделайте себе что-то очень приятное. Не критикуйте себя! Не ошибается только тот, кто ничего ни делает! Потом можно будет проанализировать все положительные и отрицательные моменты выступления. Но после выступления себя надо хвалить!.