Для работодателей

 

er

PostHeaderIconТИПЫ СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Типология стилей детско-родительских отношений

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок-родители») и сверху вниз (диада «родители-ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Типология стилей детско-родительских отношений

Классификация неадекватных типов семейного воспитания основана на многолетних исследованиях. На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания:

1. Потворствующая гиперопека. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление "поглотить" ребенка, защитить его ото всех трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация.

При таком стиле воспитания может проявляться неадекватность вместе с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Такая семья называется детоцентрической. Воздействие в ней осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует "симбиоз" – слияние ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

2. Доминирующая гиперопека. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств, личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определенным правилам и излишняя уступчивость.

Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.

3. Эмоциональное отвержение ребенка - воспитание по типу "золушки", чрезмерное реагирование со стороны родителей на незначительное поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это приводит к невротическим расстройствам. При таком варианте возможен "уход от реальности". Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4. Авторитарный стиль присущ для тех семей, где родители часто используют физические наказания. К такому стилю больше склонен отец, считающий, что физическая расправа – это единственный эффективный воспитательный прием. В подобных случаях дети имеют высокий уровень агрессивности, стремятся обижать маленьких, беззащитных и слабых, а также имеют серьезные нарушения межличностных отношений.

5. Увещевательный стиль в противоположность авторитарному проявляется в беспомощности родителей, которые предпочитают увещевать, объяснять, бесконечно уговаривать своих детей, не применяя никаких наказаний. Это приводит к замедленной социализации подростка, который не способен проявить самостоятельность, демонстрируя инфантильность.

6. Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, всем и каждому жалуются на своего ребенка, не стесняясь, рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, заявляя вслух, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у подростка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

7. Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают особого значения проступкам своих детей, не видят в них ничего страшного. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей, считая, что "все дети такие". Подростки из таких семей трудно поддаются перевоспитанию, они жестоки, лживы, страдают дефектами морального сознания.

8. Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает самообладания и выдержки для того, чтобы последовательно осуществлять воспитательные действия в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания и ругани до умилительно-ласкательных проявлений. Это приводит к тому, что родителя теряют своё влияние на детей, подростки становятся непредсказуемыми, неуправляемым, начинают пренебрегать мнением старших. Нужно терпеливо и твердо проводить линию поведения воспитателя.

9. Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя замуж второй раз, она не находит времени и сил для своих детей от первого брака, равнодушна к самим детям и к их поступкам. Подростки предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, тяжело воспринимают отстраненное отношение матери.

ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ

¢ Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; 

¢ Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности; 

¢ Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым; 

¢ Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины; 

¢ Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других; 

¢ Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; 

¢ Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; 

¢ Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

¢ Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

¢ Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

¢ Если ребенка понимают  и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.